Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| История сарматов --- Сарматское общество и военная организация
в начало

Сарматское завоевание
Сарматские союзы
Сарматское общество и военная организация


Общественный строй. Основной общественной единицей у сарматских кочевников оставалось племя, которое с разложением родового строя превратилось в территориальное и административное подразделение. Такие племена постепенно становились областями единой страны, они имели свою аристократию, но подчинялись верховной власти союза племен или государственного объединения. Сознание племенной общности долго сохранялось у кочевников, потому что существовала коллективная собственность на пастбища. Каждая семья вела самостоятельное хозяйство. Скот находился в ее частной собственности. Но кочевник не имел индивидуального права на владение земельными угодьями — ими распоряжался коллектив племени или территориальной общины, которая пришла на смену роду.

Военное превосходство над оседлыми соседями и нужда кочевников в продуктах земледелия и ремесла привели в эпоху военной демократии к грабительским войнам и широким завоеваниям. Сильные сарматские союзы были созданы и возглавлены военной знатью. Приобретение обширных территорий и подчинение земледельческих племен быстро углубили имущественное и социальное расслоение в сарматском обществе. Разделение труда между кочевниками и оседлым населением чаще всего складывалось в отношения даннической зависимости. Уровень общественного развития и материального благосостояния сарматских объединений не был одинаковым. Наибольшим богатством отличались аорсы, однако не они, а сираки первыми создали государство. Это можно объяснить тем, что сираки установили господство над многочисленными племенами меотов, которые имели развитое хозяйство и высокую культуру. Для сохранения своей власти сираки должны были создать более сложную политическую организацию, чем союз племен. Только государственное управление позволило установить мирное сотрудничество завоевателей с подвластным населением, наладить получение дани и защитить безопасность страны, расположенной в окружении сильных соседей.

Конечно, такое государственное объединение не могло быть прочным и долговечным. Господствующие и зависимые племена находились в разном положении и имели разные, часто даже противоположные интересы. Те же сираки считали своих данников рабами. Осажденные в 49 г. в городе Успе, они, по рассказу Тацита, «прислали послов, просивших пощадить горожан свободного состояния и предлагавших победителям десять тысяч рабов». В этих «рабах» ученые видят зависимое от «свободных» сираков сельское население, которое укрылось от врага за городскими стенами.

Во главе сарматских союзов стояли цари. Власть наследовалась внутри царского рода, но не всегда переходила от отца к сыну. Древний автор сообщает, что «сираки дают царский венец самому рослому или, по словам некоторых, имеющему самую длинную голову». Хорошо известен обычай знатных сарматов удлинять голову с помощью искусственной деформации черепа. Физическое совершенство царя, как и точное исполнение им своих обязанностей, считалось в древности залогом процветания всего народа. Не случайно легендарная царица Амага пользовалась властью вместо своего мужа — царя сарматов, который вел себя неподобающим образом. Сарматские цари были военными предводителями, обладали религиозной и судебной властью. У царя отсутствовал аппарат чиновников, в его распоряжении была военная свита — дружина знатных воинов, которые в мирное время помогали царю управлять страной.

Власть в племенах-округах была сосредоточена в руках богатой и могущественной аристократии, которая контролировала торговые пути, собирала дань и участвовала в военных походах за добычей. Курганы военных вождей и знатных воинов содержат полный набор оружия, драгоценные украшения, дорогие заморские вещи, нередко — захоронения коней и слуг. Условия жизни, права и обязанности сарматской знати резко отличали ее от рядовых кочевников.

Как и все другие народы скифского мира, сарматы исповедовали идеологию трех социальных функций. Самое высокое положение в сарматском обществе занимало военное сословие, к

1 2 3 4

журнал владикавказ
cms NextWeb