Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| История алан --- Флавий Арриан и его "Аланская история"
в начало

Флавий Арриан и его "Аланская история"
Равнины и горы в процессе расо - и этнообразования осетин
О конструкции лука и стрел северокавказских аланов
К вопросу о происхождении ранних алан
История и политика
Германцы и аланы: о разрушениях в приазовье в 236-276 гг. н.э.
Аланы в сибири
Аланы в Крыму
Аланы в Западной Европе
Алания и Волжская Булгария
Культура средневековой алании
Алания В XII-XIV вв.
Аланская держава В IX-XI вв.
Алания в VI-VIII вв.
Аланы в эпоху великого переселения народов
Аланы в I-IV вв.


А. К. Нефедкин

Интеллектуальная элита античного мира. Тезисы докладов научной конференции 8 - 9 ноября 1995 г.

Об "Аланской истории" Арриана сохранилось упоминание лишь у Иоанна Лаврентия Лида и Фотия. Более подробно свидетельство Лида: "Итак, такой рассказ о Каспийских воротах есть у римских писателей, который Арриан тщательно излагает в "Аланской истории" и не менее тщательно в восьмой [книге] "Парфянской истории"; ибо он сам знал те места, так как руководил этой территорией во времена Траяна..." (De magist., III, 53). Патриарх Фотий более лаконичен. Он замечает, что Арриан "сочинил также и историю об аланах, которую назвал "Аланской" (Bibl., cod. 58, p. 17 a 23). Ф. Стадтер справедливо полагает, что данное произведение было написано после кампании Арриана против аланов (135 г.), когда и мог зародиться интерес нашего автора к своим противникам. О содержании истории нам ничего не известно, ведь кроме вышеприведенных отрывков на нее, возможно, ссылается только Прокопий (Bel. Goth., IV, 17, 4). Если же судить по названию, то, вслед за А. Роосом, можно предположить, что сочинение состояло из одной книги и в ней, как в "Вифинской", "Парфянской" и "Индийской" историях, были исторические, географические и этнографические пассажи. Причем, автор включил сюда и сведения о горных проходах, через которые вторглись аланы и которые он обозрел во время Парфянской войны Траяна (115 - 117 гг.)
Впрочем, некоторые исследователи (О. О. Крюгер, Б. С. Бахрах, Э. Л. Уилер) полагают, что к "Аланике" принадлежал фрагмент, озаглавленный "Диспозиция против аланов". Чтобы решить данную проблему, стоит рассмотреть сам отрывок. Он сохранился в трех дериватах XV - XVII вв., восходящих к одному архетипу середины X в., также дошедшему до нас (Медичео-Лаврентийский кодекс гр. LV. 4). Сам же текст "Диспозиции" сохранился в не очень хорошем состоянии: отсутствует конец текста (около 20 строк), имеются небольшие лакуны, зачастую строка неверно разбита на слова, одно словосочетание может повторяться дважды (§ 16) и т. д.
"Диспозиция" является уникальным произведением, ибо только она довольно подробно рассказывает о тактическом построении отдельных подразделений в римской армии. По содержанию можно достаточно четко разделить данное произведение на четыре основные части: 1) походная колонна (§1-10); 2) приготовление к бою (§ 11); 3) собственно диспозиция (§ 12-24); 4) предполагаемые действия в будущей битве (§ 25-31).
Отрывок написан аттическим диалектом с обычной для Арриана примесью ионизмов, подчас в эпической форме. Во всем фрагменте употребляется повелительное наклонение (imperativus либо nominativus/accusativus cum infinitivo pro imperativo). Это явно не стиль исторического сочинения, в котором приказы передаются косвенной речью (ср.: Arr., An., I, 6, 2; II, 9, 3 и др.). Впрочем, подобное повелительное наклонение мы встречаем и в Амфипольском эпиграфическом уставе времени Филиппа V (221-179 гг. до н. э.). По стилю изложения фрагмент отчетливо делится на две части: 1) описание колонны в походе и расположение отрядов в диспозиции - довольно нудное перечисление, схожее по стилистике с официальной документацией (ср. стиль Monumentum Ancyranum); 2)последние две части, язык которых более живой, с включением описательных фраз (напр., § 17). Тут же содержание становится более абстрактным, предположительным. Употребляются разделительные союзы "или" (§ 21, 22), которые не уместны в приказах боевой обстановки, слишком неконкретно описано и защитное вооружение аланов (§ 17). К тому же в этих частях фрагмента имеется и вербальная перекличка с "Анабасисом Александра" в описании метания снарядов (§ 25 = An., IV, 4, 4-5), бегства и преследования врага (§ 27-28 = An., IV, 4, 4-7). Здесь же употребляются и эллинистические термины, например, prwtostatai (§ 16). Все это свидетельствует о литературной обработке данной части сочинения.
Читая текст произведения, мы видим, что Арриан показывает себя полководцем, действующим по всем


журнал владикавказ
cms NextWeb