Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| История алан --- Равнины и горы в процессе расо - и этнообразования осетин
в начало

Флавий Арриан и его "Аланская история"
Равнины и горы в процессе расо - и этнообразования осетин
О конструкции лука и стрел северокавказских аланов
К вопросу о происхождении ранних алан
История и политика
Германцы и аланы: о разрушениях в приазовье в 236-276 гг. н.э.
Аланы в сибири
Аланы в Крыму
Аланы в Западной Европе
Алания и Волжская Булгария
Культура средневековой алании
Алания В XII-XIV вв.
Аланская держава В IX-XI вв.
Алания в VI-VIII вв.
Аланы в эпоху великого переселения народов
Аланы в I-IV вв.
могильнике нами исследовано более 400 погребальных комплексов X-XII вв. и синхронные им 41 захоронение лошадей. Аланские конские захоронения известны в большом числе и на других средневековых могильниках. Они совершались в грунтовых ямах рядом с катакомбами и сопровождали погребения представителей знати. Конские захоронения являются археологическим эквивалентом хорошо описанного осетинского обряда посвящения коня усопшему. С этим же обрядом обычно связывают описание царских похорон у скифов, приведенное Геродотом. Обобщение известных археологических данных и сопоставление их с поздней осетинской обрядностью позволяет поставить вопрос о реконструкции древнего и средневекового ритуала, о его универсальных особенностях, об этапах и факторах его эволюции.

Царикаева-Албегова З. Х. Аланские амулеты V-IX вв.

Исследование строится на анализе 535 аланских металлических амулетов из Центрального Предкавказья и со Среднего Дона. Амулеты подразделяются на четыре отдела (солярные, солярно-зооморфные, антропоморфные, в виде коней и всадников) и 21 тип. Рассматриваются закономерности распространения амулетов в указанных регионах в различные хронологические периоды, а также половозрастная принадлежность различных видов оберегов.

Бзаров Р. С. Скифо-аланская модель социальной организации (Геродотова Скифия, Нартовский эпос, постсредневековая Алания).


Скифо-алано-осетинская преемственность пока изучена лишь на лингвистическом и этнокультурном материале. Но для языкового и культурного континуитета необходим социально-исторический фундамент. Социальное устройство Скифии, общественная система эпических Нартов и осетинская гражданская община XV-XIX вв. являются модификациями единой скифо-аланской модели социальной организации. Важнейшими признаками этой модели являются: 1. Троичный принцип космической и социальной гармонии, воплощенный в территориально-политическом членении традиционного общества. 2. Ступенчатая структура социальных связей и самоуправления. 3. Идеология генеалогического родства (фиктивного – на высших уровнях, реального – на низших) между ступенями и сегментами социально-политической структуры.

Полный или даже расширенный текст докладов, представленных на Конгрессе, будет опубликован отдельной книгой. Нужно сказать, что они и хронологически, и географически охватили огромное пространство: от ранних скифов до позднесредневековых аланов, от Центральной Азии до Пиренеев. Выделить наиболее значимые проблемы и самые важные выводы, как это обычно и бывает, станет возможно лишь по прошествии некоторого времени. Мне показалось очень важным практически общее желание не замыкаться (может быть, лучше сказать: нежелание замыкаться?) в рамках собственной узкой специализации, стремление объединить и согласовать данные самых разных источников, результаты разных научных дисциплин. Конечно, это вовсе не означает, что все согласны друг с другом в оценках и выводах, но укрепляет надежду, что реконструируемая усилиями историков и археологов, лингвистов, фольклористов, антропологов и др. специалистов картина прошлого будет все более сфокусированной – точной и многоаспектной одновременно.

Как прекрасные примеры движения в этом направлении можно назвать открывшую конгресс лекцию Веры Борисовны Ковалевской о раннеиранских миграциях в Евразии, глубокий доклад Агусти Алеманя и Ирины Аржанцевой о соотношении письменных и археологических источников об аланах, концептуальные выступления Марии Николаевны Погребовой, Анатолия Канторовича, Александра Подосинова, Мишеля Казанского и других известных ученых. Не называю всех, потому что неинтересных докладов просто не было.

Серьезные научные конференции обычно не претендуют на скороспелые заключения, а лишь дают возможность поделиться мыслями, высказать и обсудить вопросы, встающие перед исследователями. То, как мы сегодня представляем скифов или аланов, результат исследований предшествующего столетия, даже если вести отсчет от Кулаковского и

1 2 3 4 5 6 7 8 9

журнал владикавказ
cms NextWeb