Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| История алан --- История и политика
в начало

Флавий Арриан и его "Аланская история"
Равнины и горы в процессе расо - и этнообразования осетин
О конструкции лука и стрел северокавказских аланов
К вопросу о происхождении ранних алан
История и политика
Германцы и аланы: о разрушениях в приазовье в 236-276 гг. н.э.
Аланы в сибири
Аланы в Крыму
Аланы в Западной Европе
Алания и Волжская Булгария
Культура средневековой алании
Алания В XII-XIV вв.
Аланская держава В IX-XI вв.
Алания в VI-VIII вв.
Аланы в эпоху великого переселения народов
Аланы в I-IV вв.


С древнейших времен Кавказ представлял собой этнически пестрый регион. Еще в V в. до н.э. „отец истории“ Геродот отметил, что на Кавказе обитает „много разных племен“; спустя несколько веков, по свидетельству Страбона, в Диоскурию (Сухуми) приезжали купцы от 70 кавказских племен. Средневековые авторы неизменно характеризовали Кавказ как „гору языков и народов“. Приведя данные свидетельства, В.А. Кузнецов и И.М. Чеченов подчеркивают, что и в наши дни Кавказ – „один из самых многонациональных регионов мира“.
Этническая психология и самосознание горских народов, отмечают далее авторы, неразрывно связано с их историей. Свойственное кавказцам уважение к предкам, особенности общественного и культурного развития обусловили специфику менталитета, тяготеющего к истории. Все это определяет повышенный интерес населения к результатам исторических исследований. Как справедливо отмечают специалисты, история, без преувеличения, „стала инструментом этнокультурной самоидентификации народов, она в немалой степени формирует общественное сознание“. Особенно это касается праистории народов, завоевавшая „серьезные позиции, освоив информационное пространство… пустив корни во всех республиках“. Отсюда высокая нравственная, гражданская ответственность всех историков, касающихся данных проблем.
К сожалению, практика показывает, что в последние время появилось немалое количество статей, книг, диссертаций, страдающих декларативными заявлениями, поверхностными рассуждениями, тенденциозными выводами. Ложно трактуемый некоторыми историками „патриотизм“ толкает их на искажение фактов прошлого, стремление возвеличить значимость своих предков и принизить соседей; такой подход „не позволяет“ писать правду, которая не вписывается в стереотипы представлений большинства народов о своей далекой и нынешней истории.
На фоне общего кризиса российской науки (сокращение финансирования, ослабление и разрыв связей, потеря квалифицированных кадров и т.д.), падения престижа социальной роли ученого „стал совершенно очевиден обратный негативный процесс реанимации и наступления сил, враждебных подлинной науке“ (В.А. Кузнецов, И.М. Чеченов). Псевдонаука склонна к сенсациям, „решительной перестройке науки и ее практических положений“. Как ни прискорбно, в рядах создателей и защитников исторических мифов, отнюдь не безвредных для массового сознания, можно встретить и представителей научной интеллигенции. Среди них немало дипломированных ученых и „новых академиков“.
Со второй половины 80-х гг. прошлого века в нашей стране резко возрастает интерес к ранним этапам истории народов. История, по оценкам специалистов, „приобрела огромную, можно сказать даже чрезмерную, актуальность. Это относится к так называемой этнической истории“ (М.С. Капица). Однако удовлетворение возросшего спроса на историческую литературу „профессионально“ не подготовлено. К тому же имеют место попытки во что бы то ни стало в кратчайшие сроки заполнить зияющие пробелы в изучении прошлого того или иного народа. Такая попытка без подготовки квалифицированных кадров, без должного обеспечения необходимыми средствами чревата негативными последствиями, на что уже указывали В.И. Марковин, В.А. Кузнецов, И.М. Чеченов и др.
К сожалению, появились просто поверхностные, конъюнктурные исследования, наносящие вред не только науке, но и обществу. Попытки во что бы то ни стало заполнить зияющие пробелы в истории кавказских горцев привели к негативным последствиям, на что указал В.И. Марковин. На этом фоне стал совершенно очевиден беспрецедентный откат общественного сознания к идеологии средневековья не в лучших ее формах. Непрофессиональные „краеведы“ вольно или невольно проявляют склонность к сенсациям и „решительной перестройке науки“, отличаются фанатичностью, недобросовестным обращением с источниками. Как тут не вспомнить слова французского ученого М. Блока: „Дурно истолкованная история, если не остеречься, может в конце концов возбудить недоверие и к истории лучше понятой“.

1 2 3

журнал владикавказ
cms NextWeb