Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| История алан --- Культура средневековой алании
в начало

Флавий Арриан и его "Аланская история"
Равнины и горы в процессе расо - и этнообразования осетин
О конструкции лука и стрел северокавказских аланов
К вопросу о происхождении ранних алан
История и политика
Германцы и аланы: о разрушениях в приазовье в 236-276 гг. н.э.
Аланы в сибири
Аланы в Крыму
Аланы в Западной Европе
Алания и Волжская Булгария
Культура средневековой алании
Алания В XII-XIV вв.
Аланская держава В IX-XI вв.
Алания в VI-VIII вв.
Аланы в эпоху великого переселения народов
Аланы в I-IV вв.
средневековой Алании, сохраняя черты скифской эпохи, уже напоминала костюм более позднего времени. Мужчины носили длиннополые кафтаны (прообраз черкески) и штаны, которые заправляли в мягкие сапоги, затянутые у щиколотки тонким ремешком. Головные уборы были похожи на островерхие шлемы. Кафтан подпоясывали наборным поясом с подвесными ремешками. Женское платье часто украшали металлическими бляшками, пластинками, бубенчиками и золотым шитьем. Богатые люди шили одежду из дорогих тканей, украшали ее каймой и вставками из узорчатого шелка. Бедняки носили костюм из домотканого полотна.

Жилые и хозяйственные постройки возводили из камня, на равнинах строили также турлучные дома (с плетеным каркасом, обмазанным глиной). Территория аланских поселений была плотно застроена. Усадьба каждого хозяина обносилась высокой оградой. Городские кварталы разделялись типичными для средневековья кривыми узкими улицами и небольшими площадями.

Зодчество. Монументальными памятниками аланской культуры являются храмы X-XIV вв. В X в. воздвигнуты знаменитые Зеленчукские храмы (Северный, Средний и Южный) в Нижнем Архызе, Шоанинский — у селения Коста-Хетагурово на Кубани, Сентинский — у селения Нижняя Теберда (все на территории нынешней Карачаево-Черкессии). К началу XI в. относят строительство Зругского, Тлийского и Нарского храмов (в высокогорной Центральной Осетии). Позже сооружены многочисленные аланские церкви в горных ущельях и на равнинных городищах Алании. Церкви XIII-XIV вв. известны в Галиате, Фараскате, Донифарсе, Нузале, некоторых селениях нынешней Балкарии.

После принятия христианства в Аланию приезжали для строительства храмов византийские мастера, но вскоре появились и собственные зодчие. Они использовали как сложившиеся в христианских странах правила сооружения храмов, так и аланские традиции каменного строительства. Например, знаменитая Нузальская часовня, одновременно являвшаяся мавзолеем Багатара, повторяет архитектурные особенности осетинских склепов. Самой ранней церковью, построенной местным мастером, считается Южный Зеленчукский храм X в.

Светская архитектура X-XIV вв. представлена замками аланских ал-даров. Остатки величественных замков, позволяющие восстановить их первоначальный облик, лучше всего сохранились в горах Балкарии. Это замки Зылги, Ускур и Болат-кала. Для них выбирали труднодоступные места на крутых горных склонах. Трехэтажные замки имели подвалы для хранения припасов на случай долгой осады. Толщина их стен доходила до 80 сантиметров. Узкие оконные проемы служили бойницами для стрельбы из лука. Замечательным образцом феодального замка является крепость Зылды-масыг у селения Едыс в верховьях Большой Лиахвы. Предполагается, что она была первоначальной резиденцией ал-даров Бибылта, предков ксанских эриставов.

Изобразительное искусство. Художественное ремесло Алании выросло из наследия кобанской и скифской культуры. В VIII-IX вв. особенное распространение получили металлические амулеты — маленькие скульптурки мужчин, всадников, коней, оленей, птиц. Шедевром аланс-кого искусства является конский начельник с фигурой женского божества — он был найден при раскопках могильника у станицы Змейской. Изображения животных и птиц, геометрический и растительный орнамент помещали на золотых и серебряных пластинках, украшавших оружие и конское снаряжение.

Царская гробница с Кяфарского некрополя (в Карачаево-Черкессии) сложена из каменных плит с резным рельефом. Аланский мастер изобразил сложные сцены религиозно-мифологического содержания, связанные с земной и загробной жизнью погребенного царя. Есть предположение, что этим царем был Дорголел Великий.

Стены и своды аланских храмов были покрыты фресковой росписью. Лучше других сохранились фрагменты фресок Сентинской, Зругс-кой и Нузальской церквей. Их успели скопировать и описать в XIX в., а частью даже реставрировать в наше время. Живопись Сентинского храма представляет сцены въезда Иисуса Христа в Иерусалим, воскрешения

1 2 3 4

журнал владикавказ
cms NextWeb