Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| История алан --- Культура средневековой алании
в начало

Флавий Арриан и его "Аланская история"
Равнины и горы в процессе расо - и этнообразования осетин
О конструкции лука и стрел северокавказских аланов
К вопросу о происхождении ранних алан
История и политика
Германцы и аланы: о разрушениях в приазовье в 236-276 гг. н.э.
Аланы в сибири
Аланы в Крыму
Аланы в Западной Европе
Алания и Волжская Булгария
Культура средневековой алании
Алания В XII-XIV вв.
Аланская держава В IX-XI вв.
Алания в VI-VIII вв.
Аланы в эпоху великого переселения народов
Аланы в I-IV вв.


Арийская религия и идеология. Основой культурного развития Алании были достижения скифской цивилизации. Аланская религия являлась непосредственным продолжением скифо-сарматской религиозной традиции, восходящей ко временам арийского единства. Некоторое влияние на религиозные представления средневековых алан оказало длительное общение с кавказскими и степными соседями, а также раннее знакомство с христианством.

Аланы сохраняли почитание солнца, огня, домашнего очага. В духовной жизни народа важное место занимали такие древние понятия, как «фарн» (божественная благодать), «ард» (истина, клятва). Однако с развитием общества на смену семибожному пантеону пришел единый верховный Бог (на аланском-осетинском языке «Хуыцау»). А семь старых божеств превратились со временем в одно существо, которое называли «авдиу» (в буквальном переводе — «семь божеств»). Их облик, функции и главные черты перешли к святым-небожителям, окружающим единого Бога, и к героям Нартовского эпоса.

В древности и средневековье религия была неотъемлемой частью жизни людей, основой общественной идеологии, предлагавшей человеку систему ценностей и правил, объяснявшей устройство мира и общества. Как и их далекие предки, аланы считали, что вселенная состоит из трех миров — верхнего, среднего и нижнего. Троичное деление космоса воплощалось в строении общества в виде трех арийских сословий — носителей религиозной, военной и хозяйственной функций. Идея превосходства воинов над остальными членами общества характерна еще для скифской эпохи, когда господствующее племя царских скифов и сами цари принадлежали к воинскому сословию.

Дальнейшее развитие хозяйства и военного дела, массовый переход кочевников к оседлости и земледелию, объединение в аланский союз большинства скифо-сарматских племен и огромных территорий изменили устройство общества. На господствующее место в нем выдвинулась военная элита. Это было новое сословие — не царское племя пастухов-воинов, а профессиональные военные предводители-алдары и дружины закованных в броню всадников. Изменилась и идеология — теперь эпические сказания посвящались этим рыцарям-господам. Ведь они подчинили себе все рядовое население, продолжавшее по традиции делиться на три идеальных сословия. Религиозная система, освящавшая такой общественный уклад, должна была отказаться от языческого пантеона, заменить покровителей социальных функций и частей космоса на.единого Бога господ.

Идеология господства военной элиты перестала соответствовать реальной жизни в последние века первого тысячелетия. Государственное управление и феодальные отношения соединили власть с правами собственности на землю. Занятия хозяйством и торговлей поощрялись правительством и приносили больше дохода, чем военный промысел. Царская власть искала опору во всех слоях общества. Сильный царь нуждался в небесном владыке, равно недосягаемом для алдара и землепашца. Укрепление государства требовало идеологии, сплачивающей людей разных занятий, разного достатка и общественного положения. Эту миссию история отвела христианству, с которым аланы были знакомы очень давно.

Христианство в Алании. Первое знакомство алан с христианством церковная история связывает с именем одного из ближайших учеников Христа — святого апостола Андрея Первозванного. В середине I в. он посетил аланский город Фуст и проповедовал в стране алан учение Христа. Известно также, что христианство принимали аланы, жившие при дворе византийских императоров, армянских царей и даже арабских халифов. Христианами стали многие аланы, попавшие в Западную Европу в эпоху Великого переселения народов.

Начало широкого распространения христианства в Алании относится к VII в. Средневековый арабский ученый Масуди писал, что с VII в. среди аланских царей были христиане. В то время в Алании уже существовал монастырь и жил «христолюбивый патриций и правитель» Григорий — об этом упоминается в византийских документах.

На рубеже VIII-IX вв. аланские цари

1 2 3 4

журнал владикавказ
cms NextWeb