Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| История алан --- Аланы в I-IV вв.
в начало

Флавий Арриан и его "Аланская история"
Равнины и горы в процессе расо - и этнообразования осетин
О конструкции лука и стрел северокавказских аланов
К вопросу о происхождении ранних алан
История и политика
Германцы и аланы: о разрушениях в приазовье в 236-276 гг. н.э.
Аланы в сибири
Аланы в Крыму
Аланы в Западной Европе
Алания и Волжская Булгария
Культура средневековой алании
Алания В XII-XIV вв.
Аланская держава В IX-XI вв.
Алания в VI-VIII вв.
Аланы в эпоху великого переселения народов
Аланы в I-IV вв.


Аланское политическое объединение. В I в. начинается новый этап в истории скифо-сарматов. Большинство их с этого времени известны под общим названием «аланы». Новое имя почти одновременно распространилось на огромной территории — на Дунае и на Кавказе, в азово-донских и арало-каспийских степях. Первоначально аланами именовалась сильная группировка сарматских и сако-массагетских племен, вышедшая из степей между Каспийским и Аральским морем. Став господствующей силой в новом объединении сарматских областей и союзов, аланы передали им и свое имя. Поэтому одни древние авторы объясняли читателям, что аланы — это сарматский народ, другие называли их бывшими скифами, третьи — прежними массагетами. И все были правы, потому что аланы впервые объединили скифо-сарматов Восточной Европы и части Средней Азии. В новое объединение вошли крупнейшие сарматские союзы — аорсы, сираки, а также языги и роксоланы, остававшиеся в Северном Причерноморье.

Современники создания аланского объединения хорошо понимали, что «аланы» — это общее название близкородственных племен, которые раньше выступали под разными именами. Римский историк Амми-ан Марцеллин писал об аланах, что они «мало-помалу постоянными набегами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности». Аммиан, живший в IV в., отказывается перечислить разные племена, потому что «с течением времени они приняли одно имя и теперь все вообще называются аланами».

Легкость, с которой новое имя вытеснило старые племенные названия, объясняется несколькими причинами. Во-первых, оно было абсолютно понятным и наиболее подходящим для всех частей скифского мира. «Алан» — так на скифо-сарматских диалектах звучало общее самоназвание индоиранцев «ариана», что означает «арии», «ариец». Во-вторых, существовала культурная основа объединения — общность языка и происхождения, близость хозяйственного и общественного быта. Не случайно уже во И в., то есть сразу после создания аланского союза, возникла единая позднесарматская (или аланская) археологическая культура. Она отличается поразительным единообразием на широких пространствах от Кавказа до Украины и Поволжья. Третья и самая важная причина объединения — в его экономической и политической необходимости. Только централизованная власть могла обеспечить безопасность караванных дорог, которые традиционно контролировали сарматы. А умножение выгод от торговли было необходимо для содержания тяжелой кавалерии. Боевые лошади, вооружение и сама подготовка профессионального во-ина-катафрактария стоили очень дорого. Поэтому сарматская аристократия нуждалась в постоянном и надежном доходе, чтобы сохранять боеспособные дружины. А новая военная знать, формировавшаяся из тяжеловооруженных всадников, стала главной объединительной силой.

Со II в. в сочинениях древних писателей появляется общее имя страны — Алания. Ученые предполагают, что наряду со скифо-сарматами (аланами) ее населяли меотские и некоторые другие племена, подчинившиеся аланским царям.

Хозяйство и поселения. Кочевой и полукочевой быт сохранялся у населения засушливых степей, где главными занятиями были коневодство и овцеводство. Аммиан Марцеллин писал, что у алан-кочевников «нет заботы о хлебопашестве, питаются они мясом и в изобилии молоком, живут в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям». В районах, пригодных для земледелия, сезонные скотоводческие стоянки превращались в постоянные поселения, окруженные пашнями. По словам Аммиана, в стране алан есть «вечнозеленые равнины вперемешку с рощами плодовых деревьев, поэтому, куда бы они ни переселялись, они не терпят недостатка ни в пище для себя, ни в корме для скота. Это производит влажная почва и большое количество протекающих там рек».

Аланы Нижнего Дона и Кавказа жили оседло, занимаясь пашенным земледелием и скотоводством. Сеяли просо, ячмень, пшеницу. В горах и предгорьях скотоводство было отгонным — летом отары овец паслись на

1 2 3 4

журнал владикавказ
cms NextWeb