Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Осетинская литература --- Традиции дореволюционной осетинской литературы
в начало

Осетинская литература 30-х годов
Становление осетинской советской литературы
Традиции дореволюционной осетинской литературы
Очерк истории осетинской советской литературы
Народное творчество
Литература и искусство

Осетинской литературе немногим более ста лет. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции она уже имела значительный идейно-эстетический опыт, демократиче­ские идейно-художественные традиции. Крупнейшие писатели Предреволюционной поры явились зачинателями советской осе­тинской литературы. Поэтому естественно предварить очерки развития литературы советского периода краткой характери­стикой их литературного наследия.
Объективные исторические и культурные условия для развития литературы возникли б результате больших сдвигов в экономической, социально-политической и культурной жизни млрода, которые произошли после присоединения Осетии к России в 1774 году.
Если опустить факты литературного развития на подступах к профессиональному художественному творчеству, то начало осетинской литературы следует вести от поэзии Темырболата Мамсурова (1843 — 1899 гг.).
Воспитанник Петербургского кадетского корпуса, Т. Май­оров двадцатидвухлетним юношей был вынужден покинуть родину и переселиться в Турцию (1865) вместе с частью горцев Кавказа. Переселение было спровоцировано царской адми­нистрацией. Судьба обманутых горцев трагична. На чужбине не обрели счастья и свободы, их удел — социалыю-политическое бесправие, экономическая нищета и нравственные страдания. Т. Мамсуров со страстью подлинного поэта отразил в своей поэзии эту трагедию.
Стихи Т. Мамсурова из далеких степей Анатолии дошли до родины лишь спустя много лет. Долгое время в пароде, как песня, бытовало лучшее стихотворение поэта «Думы» («Сагъаста»). Позднее (в 1920 году) были доставлены в Осетию списки одиннадцати других стихотворений. Это незначительная часть поэтического наследства Т. Мамсурова, но и она дает ясное представление о поэте как о талантливом худож­нике, выразителе народных чаяний.
Тема родины — основная в поэзии Т. Мамсурова. Люди без отчизны бессильны отстоять свое человеческое достоинство, они становятся объектом безнаказанных оскорблений, безза­стенчивой эксплуатации. Посулы провокаторов — средство об­мана человеческого простодушия. Нет счастья вдали от родной земли, скорбь и тоска подстерегают человека на чужбине.

О, наши горы, наша земля.
Как нам жить вдали от вас!
(Подстрочный перевод)

Этот скорбный рефрен «Дум» довольно полно выражает па­фос поэзии Т. Мамсурова. Поэт понял и выразил ту истину, что людям наживы и корысти, социальной верхушке чужда лю­бовь к родной земле и родному народу. Для них отчизна там, где им обеспечено сытое благополучие.
Поэту ненавистно равнодушие к судьбе земли предков. В «Колыбельной песне» («Авданы зараг»), он завещает потомкам верность всему родному, ненависть к турецкой мишуре.
Трагическую судьбу горцев-переселенцев поэт рассматри­вает всесторонне. Это трагедия всего народа, разъединенного, лишенного возможности бороться за свою свободу. Поэт слы­шит укоряющий голос покинутой родины:

В горькую годину насилья
Вы раскололись на группы
И нигде не можете постоять
За землю родную.
(Подстрочный перевод)

Тревога за судьбы народа, которая позднее станет одним из основных мотивов поэзии Коста Хетагурова, громко звучит и стихах Т. Мамсурова. Разумеется, патриотизм поэта, его чув­ства национального достоинства и национального самосозна­ния страдают ограниченностью, далеки от революционного демократизма Коста Хетагурова. Но одно несомненно — он пря­мой предшественник Коста в разработке темы родины, народных страданий, единения народа для борьбы за свободу. Эта традиция осетинской литературы берет начало в искренней, высокоэмоциональной поэзии Т. Мамсурова.
Голос Т. Мамсурова - это голос одинокой струны на двенадцатиструнном фандыре. Только великому Коста удалось извлечь мощные звуки из всех струн «Ирон фандыра». Только ему одному, совершившему великий творческий подвиг, уда­лось заложить основу родной литературы.
Коста Хетагуров (1859—1906 гг.) поднялся до уровня пе­редового мировоззрения своего времени, стал преемником и

1 2 3 4 5 6 7 8

журнал владикавказ
cms NextWeb