Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Осетинская литература --- Народное творчество
в начало

Осетинская литература 30-х годов
Становление осетинской советской литературы
Традиции дореволюционной осетинской литературы
Очерк истории осетинской советской литературы
Народное творчество
Литература и искусство

Важное место в культурной жизни осетин занимает устное народ¬ное творчество, формировавшееся в течение многих веков и отличаю¬щееся большим богатством содержания и форм. С 60-х годов XIX в. после выхода в свет «Осетинских текстов», эпические сказания, истори¬ческие легенды, предания, сказки, песни и пословицы стали центром внимания ученых и любителей старины. Огромная заслуга в сборе, публикации и научном истолковании некоторых сюжетов сказаний о нартах принадлежит В. Ф. Миллеру. Широко известны также имена неутомимых собирателей осетинского фольклора в дореволюционной Осетии братьев Шанаевых, Александра Кайтмазова, Цоцко Амбалова, Михаила Гарданова и др. Главное место в устном народном творчестве осетин занимают нартские сказания.

Первые сведения о существовании у осетин .национального эпоса принадлежат известному языковеду-ориенталисту Ю. Клапроту, совер¬шившему в начале XIX в. путешествие по Осетии. Открытие нартского эпоса у адыгов относится ;к более позднему периоду — к 30-м годам XIX в.

До недавнего времени были известны два центра формирования кавказского нартского эпоса —осетинский и адыгский. В 1963 г., по¬сле издания абхазского национального эпоса, к ним прибавился третий центр — абхазский. Отличаясь более глубоким архаизмом, абхазские нартские сказания в то же время формировались под сильным влиянием адыгского эпоса. В целом кавказский нартский эпос характеризуется наличием многих одинаковых имен героев, сюжетов, композиции и т. д., что объясняется близким соседством этих народов в течение многих веков. Такое сходство больше всего проявляется в осетинском и адыг¬ском вариантах. В то же время и между ними существует разница. Судя по имеющимся у нас текстам, осетинский нартский эпос отличается более стройной единой композицией, наличием целого ряда интересней¬ших циклов, например цикл о Сырдоне, отсутствующий в других на¬циональных версиях. Существование нескольких, изданных на местах и в центре прозаических и поэтических сводных текстов этого памят¬ника говорит о его .неисчерпаемом богатстве. Сказания осетинского нартского эпоса, группируясь вокруг главных героев, распределяются по пяти основным циклам, неразрывно связанным между собой родственными отношениями героев. В отличие от других национальных версий хронологические рамки осетинского варианта эпоса определя¬ются довольно легко, что объясняется более четким отражением в нем занятий, быта и культуры предков осетин—скифов и алан, а также кавказского этнического элемента.

Формирование наиболее древних сказаний осетинского эпоса вос¬ходит к VIII—VII вв. до н. э., а создание его основного ядра — к пе¬риоду аланской эпохи, что подтверждается данными археологии, в частности древними склепами, святилищами, кладбищами и пр., рас¬положенными в горах Северной Осетии и связанными легендами с глав¬ными героями эпоса. Осе¬тинские нартские сказания, создававшиеся на протяжении веков, харак¬теризуют многие стороны жизни предков осетин, их территорию рас¬селения, занятия, материальную и духовную культуру, общественный быт, религиозные верования и т. д. Этнографические сюжеты эпоса дают возможность вскрыть важные стороны народного быта, нравы, обычаи, представления осетин, давно утраченные и не отмеченные в силу этого в существующей литературе.

Из других видов устного народного творчества осетин наиболее широкое распространение имеют сказки, подразделяющиеся на быто¬вые, сатирические, фантастические, исторические, о животных. «Сказ¬ки,— писал К. Хетагуров про горных осетин,— составляют достояние обоих полов и всех возрастов. Они многочисленны, разнообразны и ху¬дожественны; они всегда служили одним из самых приятных времяпре¬провождений». Сказки имеют большое воспитательное значение. В них всегда добро торжествует над злом, слабые побеждают сильных, вос¬певается борьба человека с великанами, чудовищными зверями, силами природы и т. д. Во многих сказаниях отражаются черты популярных древних культов осетин, в частности Уастырджи,

1 2 3 4

журнал владикавказ
cms NextWeb