Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Осетинская литература --- Литература и искусство
в начало

Осетинская литература 30-х годов
Становление осетинской советской литературы
Традиции дореволюционной осетинской литературы
Очерк истории осетинской советской литературы
Народное творчество
Литература и искусство

Во второй половине XIX в. большим событием в культурной жизни осетин явилось зарождение национальной литературы, основателем которой был Коста Хетагуров (1859—1906). Выход в 1899 г. его знаме¬нитой «Осетинской лиры» (Ирон, фандыр), сборника стихотворений, от¬крыл «.новую эру в культурной истории осетинского народа». Одна из характерных черт творчества К. Хетагурова заключается в том, что он широко использует осетинские народные мотивы. Многие произве¬дения поэта («Всати», «Песня бедняка», «Новогодняя песня», «Хетаг» и др.) основаны на фольклорных сюжетах. Эта традиция К. Хетагу-рева позже была перенята многими осетинскими поэтами и писателями,, создавшими свои лучшие произведения на основе фольклорных сюже¬тов и образов. Появление «Осетинской лиры» К. Хетагурова оказало большое влияние на развитие художественной литературы Осетии и способствовало пробуждению революционного самосознания горцев. Многие стихотворения поэта становились подлинно народными и пере¬давались на память. Создавая свои произведения на двух языках — осетинском и русском, К. Хетагуров ярко отобразил идею дружбы на¬родов, прежде всего горских, разоблачал колонизаторскую политик) царизма, дал высокую оценку значения передовой русской культуры для развития культуры осетин и других кавказских народов.

В начале XX в. стали появляться произведения осетинских писа¬телей на двух диалектах осетинского языка — иронском и дигорском. Выход сборников основоположника осетинской прозы Сека Гадиева {1855—1915) и поэта Александра Кубалова (1871 —1944) явился новым значительным событием в культурной жизни осетин. К этому времени относится издание сборников стихов на дигорском диалекте Блашка Гуржибекова (1868—1905); тогда же произведениями Елбиздико Бритаева положено начало осетинской драматургии. Пьесы Е. Бритаева «Побывавший в России» и «Две сестры» ставились первыми осетински¬ми сельскими кружками самодеятельности. Основное острие критики в произведениях этих писателей было направлено прежде всего против. феодально-родовых пережитков: против калыма, кровной мести, на борьбу за раскрепощение женщин и т. д. В советское время у осетин появилось много талантливых поэтов, прозаиков, драматургов, внесших значительный вклад в развитие своей национальной культуры. К ним относятся: Ц. Гадиев, И. Джанаев (Нигер), Г. Бараков, Б. Боциев, А. Гулуев, Д. Мамсуров, X. Плиев, Г. Плиев и др.

В послевоенный период в ряды осетинских литераторов влилось новое значительное пополнение: Д. Туаев, Е. Уруйматова, М. Цагараев, Е. Бекоев, С. Марзоев, Г. Дзугаев, М. Цирихов и др., отразившие в своих произведениях многие стороны жизни своего народа, его героического прошлого, трудовых подвигов, быта и культуры. Ярким свиде¬тельством роста осетинской литературы является существование у осе¬тин двух правлений Союза писателей — в Северной и Южной Осетии, объединяющих большое число литераторов и журналистов.

В развитии художественной литературы и в подготовке писатель¬ских кадров большую роль сьиграла организация до революции изда¬тельского дела и периодической печати. Появление сборников первых осетинских писателей, а также публикация текстов фольклора являлись заслугой издательского общества «Ир», созданного в 1906 г. передовой интеллигенцией. Важньш событием в культурной жизни народов было издание первых осетинских газет и журналов, выходивших .на средства сборов и частного пожертвования во Владикавказе, в Тифлисе и Петер¬бурге. Однако в условиях царской цензуры при отсутствии матери¬альных средств их сразу же закрывали или же они сами прекращали свое существование. Так, например, по распоряжению губернатора пер¬вая осетинская газета «Ирон газет» была закрыта через месяц после ее появления. Характерно, что выход этой газеты, по словам ее редак¬тора Цомака Гадиева, был встречен повсюду в Осетии устройством пиршеств, как всенародный праздник.

Только благодаря Советской власти и осуществлению ленинской национальной политики, осетины, как и другие народы нашей

1 2 3 4 5 6 7 8

журнал владикавказ
cms NextWeb