Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Осетинсике традиции --- Осетинская семья Категория
в начало

Культура осетинского застолья Категория
Осетинская семья Категория
Семейная обрядность Категория
Привязывание к колыбели Категория
Гостеприимство и куначество Категория
понятия «традиция» и «обычай»
Осетинская свадьба
Похоронные обряды

К общественным формам у осетин относятся большая семья — се¬мейная община — и малая семья.

Полевой этнографический материал свидетельствует о широком распространении семейных общин в пережиточной форме до конца XIX — начала XX в. Литературные и этнографические данные показывают, что еще в первой половине XIX в., т. е. до переселения осетин на равнину, преобладающей формой их семьи была семейная община, т. е. большая семья.

Наиболее раннее упоминание о существовании семейной общины находим у Штедера (1781 г.), отмечавшего наличие у северных осетин «многолюдных семейств», размещавшихся в каменных постройках, укрепленных башнями.

Одним из крупнейших исследователей семейной общины у кавказ¬ских народов, в частности у осетин, был М. Ковалевский. Во время своих поездок по Осетии М. Ковалевский был свидетелем бытования у осетин больших семей, численность которых составляла от 40 до 100 че¬ловек. Исследуя семейную общину у осетин в сравнительном аспекте, М. Ковалевский находит в ней много характерных черт, сходных с юго¬славской задругой.

Ценные сведения о численном составе большой семьи в Северной и Центральной Осетии содержит донесение начальника Осетинской духовной комиссии протопопа Болгарского, составленное в 80-х годах .XVIII в. Однако в этом документе перечисляются лишь взрослые члены семьи, принимавшие крещение, и не учтены дети.

Большого внимания заслуживают данные Ю. Клапрота, отмечав¬шего, что в горной Осетии «дома селений разбросаны, но часто имеется до пяти домов в одной изгороди с башней». В таких замках (галуанах), которые часто встречались в горах, размещались большие семьи.

Более полные и конкретные сведения о составе семейной общины -осетин приводятся исследователями 70-х годов XIX в.

В 80-х годах XIX в. С. Кокиев впервые сообщил о численном со¬ставе осетинской большой семьи. Объясняя ее существование «бытовы¬ми -и социальными условиями», он писал: «Мы видим семьи душ до 40 и более, потому что раздел между братьями при жизни родителей явле¬ние слишком редкое и ненормальное...».

О причине такой устойчивости больших семей говорится и в рабо¬тах последующих авторов, в частности А. Рассиковой и А. Скачкова.

«Насколько патриархален быт осетин, — писала А. Рассикова о жи¬телях Куртатинского ущелья,— можно судить по тому, что в горных аулах до сих пор не редкость семьи в тридцать и сорок человек. На вопрос наш, как они уживаются в таком громадном количестве, осетины ответили: «Что же нам делать? Земли у нас так мало (135 десятин на 536 душ населения), что вместе мы еще можем как-нибудь жить, а врозь каждому не достается и по полудесятины».

А. Скачков также подчеркивает, что одной из главных причин со¬хранения семейной общины в дореволюционной горной Осетии, в част¬ности Дагомского прихода, является недостача земли.

Отметив существование здесь больших семей, достигавших 30 и бо¬лее человек, автор пишет: «Семейные разделы вследствие малоземелья и малого размера скотоводства приводят разделившиеся дворы почти к полному разорению. Страх перед разорением и является цементом, скрепляющим дворы и удерживающим их от разделов».

Важным источником для изучения больших семей осетин являются и архивные документы, в частности посемейные списки, дающие в основ¬ном Правильное представление о составе семей, но в то же время тре¬бующие строгого критического подхода. Как известно, горцы, стараясь уменьшить сумму подати, не всегда правильно указывали численный состав своих семей. Так, по переписи 1886 г., семья южных осетин не превышала в среднем пяти—семи человек, что не соответствовало действительности. Поэтому данные архивных источников при определе¬нии степени распространения больших семей необходимо рассматри¬вать, учитывая литературные и полевые этнографические данные. В отличие от Юго-Осетии в Северной Осетии посемейные списки за 1886 г. подтверждают наличие больших семей. Так, в сел. Нижний Саниба в четырех семьях

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

журнал владикавказ
cms NextWeb