Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Осетинсике традиции --- Осетинская свадьба
в начало

Культура осетинского застолья Категория
Осетинская семья Категория
Семейная обрядность Категория
Привязывание к колыбели Категория
Гостеприимство и куначество Категория
понятия «традиция» и «обычай»
Осетинская свадьба
Похоронные обряды

Автор: 00mN1ck / 13 декабря 2007 / Категория: Традиции и обычаи осетин
Свадьба с древнейших времен, начиная с утвержде­ния единобрачия (моногамия), пользовалась большим почетом и уважением в народе, она рассматривалась им и рассматривается поныне как праздник. В ходе исторического развития общества были вы­работаны многочисленные свадебные обряды, сопровож­давшие заключение брака и создававшие при этом у людей праздничный настрой. Каждый народ в соответ­ствии со своими историческими судьбами создавал це­лый комплекс своеобразных свадебных обрядов. Но как бы ни отличались друг от друга, они проникнуты общей для них трогательной идеей любви и почитания свадьбы как важного события в жизни человека, с которого на­чинается создание семьи — элементарной ячейки общест­ва, выполняющей важнейшие социальные функции, в том числе воспроизводство и продолжение человеческо­го рода.

[Осетинская свадьба была и остается самой многолюд­ной из всех семейных праздников. И стороннему наблю­дателю казалась самым беспорядочным скоплением лю­дей. Но в этом кажущемся хаосе была своя логика. Каждый из его участников строго придерживался тре­бований обычая, знал, как себя вести, не нарушая эти­кета.

На свадьбу обычно собиралось все мужское населе­ние аула, женщины, родственники и близкие знакомые, парни и девушки. Постоянными ее участниками были также вездесущие мальчишки. Мужчины старшего воз­раста садились за свадебный стол где-то во дворе (осетинская свадьба требует простора), пили араку, пи­во, пели песни, веселились, желая новобрачным счастья, много детей. Женщины, находясь в помещении, в основ­ном были заняты приготовлением угощений —очень тру­доемкая работа. Но и о себе тоже не забывали. Молодежь веселилась, танцевала. Танцы шли не самотеком, а организовывались, ими руководили дежурные из чис­ла собравшихся, знающих толк в этом деле. Молодые по обычаю не имели права садиться за стол без разре­шения старших. Танцы привлекали внимание всех — и молодежи, и людей старшего возраста, и, конечно, маль­чишек. Танцы были интересными, эффектными, зрелищ­но красивыми. Девушки показывали красоту, грациоз­ность и плавность движений, парни тоже старались не отставать от них, показывая свою ловкость, сноровку, остроумие и красноречие. Одним словом, на танцах ца­рили дух соревнования, веселье, но при всем этом не было никаких пьяных возгласов. Напиться молодому человеку по этикету не положено. Кроме того, что ска­жут девушки, если от него отдает запахом спиртного. Девушки осетинки при всей своей кротости знали себе цену и считали оскорбительным для себя танцевать в паре с пьяным молодым человеком.

Таким образом, основной характерной особенностью традиционной осетинской свадьбы была ее массовость, всеобщее веселье и радость. Особенно примечатель­ными были на ней массовые танцы, например «Симд». В них принимали участие почти все: одни танцевали, другие хлопали, третьи подпевали гармонистке. Все это создавало у присутствующих какой-то духовный подъем, всеобщее приподнятое настроение, люди на время от­влекались от будничных дел и забот, парни и девушки присматривались друг к другу на предмет выбора себе друга жизни.

Но прежде чем дело доходило до свадьбы, жениху и невесте, их родителям приходилось преодолевать серь­езные трудности материального, духовного и психологи­ческого порядка, связанные с народными обычаями. Жених не мог явиться к родителям избранной и объяс­нить им о своем желании вступить в брак с их дочерью. Это было бы с его стороны бестактно, пренебрежением к обычаям старины, подобные поступки осуждались об­щественным мнением. Поэтому жених вынужден был пользоваться услугами кого-нибудь из ближайших род­ственников или друзей. Что касается девушки, то она не была безропотной в отношении выбора себе друга жизни и, как правило, выходила замуж по любви с со­гласия матери. Но в этом выборе она не всегда была свободна. Особенно девушка. Зачастую вопрос, за кого выйти, решали ее родители, причем нередко в

1 2 3 4 5 6 7

журнал владикавказ
cms NextWeb