Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Осетинсике традиции --- Похоронные обряды
в начало

Культура осетинского застолья Категория
Осетинская семья Категория
Семейная обрядность Категория
Привязывание к колыбели Категория
Гостеприимство и куначество Категория
понятия «традиция» и «обычай»
Осетинская свадьба
Похоронные обряды


Осетины по численности маленький народ, и эта гор­стка людей вплоть до Октябрьской революции состояла из четырех обществ: тагаурцев, куртатинцев, алагирцев и дигорцев (перечисляются общества только Северной Осетии – прим. админ. сайта). Такие наименования получили по названиям ущелий, где они проживали. Но вместе с тем они составляли и составляют один народ с единым языком, с не­значительными расхождениями в их наречии и диалек­тах иронского и дигорского, с едиными традициями и обычаями. Каждое из этих обществ имело свои знатные фамилии, игравшие в их жизни главенствующую роль, так как в их собственности находились лучшие земли и другие богатства. Большая часть населения была зависима от них, арендовала у них землю, работала по найму. В соответствии с таким делением осетин на раз­личные общества у них сложились своеобразные тради­ции и обычаи, но различия между ними были настолько незначительными, что, видимо, нет надобности останав­ливаться на них.

Мировоззрение верующего осетина в отношении смер­ти человека и похорон было пронизано духом фата­лизма. Смерть ими объясняется не естественными при­чинами, а божественным предопределением, что судь­бы людей заранее предопределены божественной во­лей, что решил бог, того не миновать. В такой именно форме осетин, если даже не верующий, по инерции выражает свое соболезнование близким покойни­ка: «Ничего не можем поделать, раз бог захотел так», «На все божья воля», «Бог сотворил нас, и он же реша­ет, кому сколько жить» и т. д. и т. п. Рассуждая подоб­ным образом, люди мало думают о том, что сама идея бога создана фантазией самого человека.

Главным в похоронных обрядах у осетин были и ос­таются поминки. С древнейших времен осетины в па­мять о покойнике справляли многочисленные хисты (поминки). Самым большим из них был стыр хист— великое поминание в день годовщины смерти. В нем принимало участие все мужское население не только данного аула, где проживал покойный, но всех близле­жащих селений. Семья умершего заранее делала обшир­ные приготовления: варили сотки ведер пива, резали от пяти до девяти быков, от 60 до 100 овец. В этих боль­ших расходах семье оказывали помощь родные и неред­ко знакомые. Приходила и приезжала на стыр хист только мужская часть населения, в том числе и моло­дежь, участие в поминках многими рассматривалось как своеобразное развлечение, так как в честь усопшего устраивались скачки, соревнования по стрельбе в цель, которые были обязательными атрибутами стыр хиста и видом соревнования в ловкости всадника и меткости в стрельбе. А для семьи такие поминки были тягост­ными, разрушительно влияли на се хозяйство, после них она годами не могла оправиться, прийти в себя.

Ввиду разорительного действия поминок на семью покойного вопрос об уменьшении числа их и стоимо­сти неоднократно обсуждался еще во второй половине 19 века на собраниях и съездах осетинских обществ, но заметных результатов достигнуто не было. Сильнее оказалась вера людей в загробную жизнь. Дело в том, что осетины «на поминки смотрят, как на кормление мертвых, говорят, что пища, которую едят на поминках, не идет в пользу съевшего, но ее сила переходит к мерт­вому, так что плотно поевший на поминальной пируш­ке, придя домой, имеет право спросить себе обычный обед. Нельзя более оскорбить осетина, как сказать, что его мертвые голодают»1.

Пожалуй, не менее разорительными для семьи, чем стыр хист, были поминки под названием сабитызар (вечер под субботу). Каждую пятницу к вечеру в те­чение года женщины семьи покойного шли на моги­лу его со всевозможными яствами. Туда же собирались все замужние женщины и вдовы аула, и после краткой процедуры х?лар канын, т. е. произношения речи, содер­жащей в себе пожелание, чтобы покойник на том све­те был сыт, не испытывал нужды ни в пище, ни в питье, начиналась трапеза.

В результате этих еженедельных обильных угоще­ний семья покойного оказывалась в тяжелом материа­льном положении. Такие поминки были и у мусульман, но не

1 2 3 4 5 6 7

журнал владикавказ
cms NextWeb