Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Древние знания осетин --- АСАТА. Начало.
в начало

АСАТА. Начало.
СЭУЭССЭ
АСАТА. Часть 2. Анахарсис. Йуаг. Уайыг.
Йуаг
Уаиг
АСАТА. Часть 3. Зэды и Дауаги.
АСАТА. Часть 4. Уас (осет. Уац)

Асата. Именно так назывался клан посвященных нартов хранивших чашу Уасамонга(Уас указующая). Символическую чашу знаний. На територии этого клана происходили общественные молебны нартов. Этот клан перенял (если можно так выразиться) жреческие функции Аллагата, и он являлся хранителем тайных знаний Уас. Мистические таинства этого клана дошли до сегодняшнего дня в традициях, обычаях и верованиях осетин. Впрочем, избегая каких либо утверждений ... правильнее предоставить читателям самим убедиться в этом.
Теологический анализ нартского эпоса осетин позволяет выявить четкую картину религиозных воззрений наших предков. В эпосе есть картина создания мира Богом, создания человека, и создания Нартов носителей Истинной веры. Эти тексты я хочу привести к в вниманию форумчан. Язык мифа - это язык аллегорий. С одной стороны он очень прост и лаконичен, но с другой непривычен и поэтому непонятен для многих наших современнииков. Поэтому предлагая текст нартского эпоса я буду сопровождать его коментарием. Хотелось бы обратить внимание читателя еще на один факт: изолированность осетинской духовной культуры обеспечена последними веками активной христианизации и исламизации региона, прежде, та духовная культура носителями которой до сего дня являются осетины, была довольно широко распространенна на территории Евразии. Этот факт дает нам широкие возможности в восстановлении прежних ценностей рассматриваемого нами религиозного учения.
К противникам традиционных религиозных возрений осетин у меня большая просьба не вступать в полемику, до тех пор пока мною не будет изложено полностью содержание предлагаемой темы, и дать возможность высказаться.
Информация по теме будет предлагаться дозированно, так, чтобы читатель мог осмыслить сказанное.

Дзырдтой нэ буц фыдэлтэ раджы, мэнг дуне, дам уыди фынэй, эмыр, эмэ саудалынг. Стэй арвыл фэзынди мэйы зынг, стъалыты *ртывд, эмэ кэрэй - кэронмэ нывэндгэ рацыд Эрфэныфэд. Уыйфэстэ ссыгъди сэуэхсид, эмэ цъэх арвыл фэзынди хуры цалх. Арвы цэссыгэй зэххыл сэвзэрди алцы *ппэт дэр: хэхтэ, *мэ дон, балас эмэ дыргъ, кэрдэг эмэ хор. Фэзындысты сырдтэ. Уалынджы хуры тэвдэй сулэфыд фурд, эмэ фэзындысты Донбетыртэ. ...Стэй сэ рухсы *ндэргфэрдыгау цэхэртэацагъта эмэ арвэй фесхъиудта зынджысталфэн. Эмэ куы эрхаудта уэд сау фэнык фестади зэххыл. Хуыцау ысфэлдыста уыцы эрвон арты сыгъдонэй Нарты.
Хъус-ма, ног фэлтэр, эз дын ракэнон Сырдоны фэндырэй нэ рагон фыдэлты эгъуыстаджы кадэг, эз дын фэдзурон сэ таурэгътэ.

Так начинали свои повествования сказители. Как видно из текста здесь изложена примерная концепция зарождения мира. Думаю интересно будет нашей молодежи знать, как это себе представляли наши предки.

Далее обратим внимание на вопрос о сотворении человека. Поэтому из повествования о сотворении мира мы выделим лишь один эпизод: «Рухсы *ндэрг ф?рдыгау цэхэртэ ацагъта *мэ арвэй фесхъиудта зынджысталфэн. ?мэ куы *рхаудта, уэд сау фэнык фестади зэххыл. Хуыцау ысфэлдыста уыцы эрвон арты сыгъдонэй Нарты». ( Блестнув подобно драгоценному самоцвету, с неба сорвалась огненная звезда. Когда она упала то все вокруг оказалось в черном пепле. Господь создал из остатков этого небесного огня, Нартов.) Это к вопросу о появлении Нартов.
Теперь о народах живших до Нартов. «Сотворив мир Бог решил создать людей. По Его велению на земле появились уадмиры. Были это люди огромные и сильные, в ущельях они не помещались, земле их было трудно выдержать.
Триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за уадмирами камбада – умом и силой на уадмиров похожие, а ростом невысокие, не выше нынешних десятилетних детей. Слишком маленькие оказались камбада для жизни на земле.
Триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за камбада гамеров, но и они оказались слишком велики и ростом и силой.
И еще триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за гамерами гумиров.
Триста лет прошло, и сотворил Бог вслед за гумирами новый народ Нартов, и удались они ему, ростом и силой были под стать земле». (Нарты.


журнал владикавказ
cms NextWeb