Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Древние знания осетин --- СЭУЭССЭ
в начало

АСАТА. Начало.
СЭУЭССЭ
АСАТА. Часть 2. Анахарсис. Йуаг. Уайыг.
Йуаг
Уаиг
АСАТА. Часть 3. Зэды и Дауаги.
АСАТА. Часть 4. Уас (осет. Уац)

Кадаг о Сауассе, к сожалению, в силу непонятных причин, оказался малоинтересен для исследователей Нартского эпоса. Об этом говорит тот факт, что практически не существует статей, освещающих героику Сауассы (исключение составляют работы М.Туганова 1946г.). Даже такой «дотошный» исследователь как В. Абаев, нигде в своих работах не упомянул об этом герое. Тем не менее, кадаг о Сауассе заслуживает, на наш взгляд, особого внимания, тем более, что многочисленные исследователи прошли мимо теологических аспектов Нартского эпоса. Сегодня когда уже нет цензуры, строго контролирующей религиозную тематику, мы смело можем высказать некоторые соображения по этому поводу. Причем делать это будем строго в соответствии с текстом.
«Зынджыбардуаг Уазыкъуылдымыл арт ыскодта, эмэ артэн йэ фэздэг
арвмэ цыд. Дзорттэ йэм ысмэсты сты, эмэ йыл Галэгонмэ
бахъасткодтой: "Нал нэ уадзы цэрын йэ фэздэгэй, фэхэсс-ма йын й"
арт искуыдэм".
Галэгон ысдымдта, эмэ арт тынгдэр ысцырын, хъэдыл сирвэзт,
кэрдэг ыссыгъди, дуртэ сырх зынг фестадысты эмэ тъэнджытэ хаудтой.
Зынджы тэлмытэ цэм фэхэддзэ сты дзуэрттэм. эмэ хъаст байдыдтой
дзуэрттэ Хуыцаумэ: "Фервэзын нэ кэн ацы Зынджыбардуагэй –
эмбиссыгъд фестэм, эмбиссэфт фэкодтам".
– эгъгъэд цэ фэцагътай дзуэртты, – загъта уэд Хуыцау
Зынджыбардуагэн. – Мауал цэ саф! (Нарты каджытэ. Орджоникидзе «ИР»,1989г. с. Гутиев К.Ц.стр.15) (Бардуаг Огня разжег огонь так, что дым от него закрыл небо. Дзорта на небе возмутились, и пожаловались Галагону: «Не дает нам житья, унеси его огонь в сторону». Галагон задул, но огонь еще сильнее разгорелся, камни покраснели, и лопались со страшным звуком. Языки огня стали обжигать божьих слуг. И они пошли жаловаться Богу: «Спаси нас от Бардуага Огня, не то сгорим и пропадем. Бог обратился к Бардуагу Огня: «Достаточно ты их пожёг, оставь их покое, достаточно»).
Зынджыбардуаг это дух (бардуаг) огня. Зачем ему надо было жечь все вокруг? Из древнеиранских верований мы знаем, что огонь обладал очистительной силой. И если принять это во внимание, то возникает вопрос: что не нравилось Духу Огня, и от чего он так усердно стремился очистить землю?
На этот вопрос мы можем получить ответ из самого же нартского эпоса. Дело в том, что ближайшими предшественниками Нартов были гуымирта. С ними же они и воевали на протяжении практически всей своей истории. Но кто такие гуымирта? Если перевести это слово с современного осетинского языка то увидим, что это слово представляет очень знакомый для нас смысл – идолопоклонники. «Гуымир» (по Абаеву) означает «кумир», «идол» (В.И. Абаев ИЭСОЯ т.1 стр530). Окончание та в данном случае означает принадлежность. Дословно получается примерно то же, что идоловы, кумировы (люди). Подобным образом в осетинском языке строятся слова чырыстатта –христиане, пысылматта – мусульмане.
Таким образом, если воспринимать смысл термина гуымирта дословно, то получается, что Дух Огня выражал нетерпение к идолопоклонникам. Вывод получается довольно смелый, если учесть тот факт, что благодаря христианской пропаганде мы знаем, что борьбу с идолопоклонниками начали потомки Авраама, все же остальные народы прежде пребывали в идолопоклонничестве или, иначе, язычестве. Именно по этой причине мы не будем останавливаться на «случайных» выводах столь категорично, а посмотрим, что нам «предложит» дальнейший текст эпоса.

– Нэ цэ ныууадздзынэн, Хуыцау! Фэлтау, мэ цэхэрыл физонджытэ
чи кэна эмэ дэуэн дэр чи кува, ахэм лэг сэвзэрынкэн дунейыл, эмэ цэ
ныууадзон. (Нарты каджытэ. Орджоникидзе «ИР»1989г. с. Гутиев К.Ц.стр.15) (Не оставлю я их Господи, пока не создашь человека такого чтобы мог тебе молиться и готовить тебе жертвенное мясо на моем огне. Создай такого человека и я перестану жечь все вокруг).
Чего требует Дух Огня от Бога? Что, значит, приносить жертвы (физонэг - делается из мяса жертвенного животного), и молиться? Здесь не требуется многих размышлений. Конечно же, речь идет о создании Богом

1 2 3 4 5

журнал владикавказ
cms NextWeb