Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Древние знания осетин --- АСАТА. Часть 2. Анахарсис. Йуаг. Уайыг.
в начало

АСАТА. Начало.
СЭУЭССЭ
АСАТА. Часть 2. Анахарсис. Йуаг. Уайыг.
Йуаг
Уаиг
АСАТА. Часть 3. Зэды и Дауаги.
АСАТА. Часть 4. Уас (осет. Уац)

Прежде чем приступить к дальнейшему изложению темы мне хотелось бы сказать что: Достижения мудрецов и философов древности не суть только плод их творческой фантазии или гениальности, а являются лишь явным выражением тех духовных устремлений и тенденций, которые свойственны их современникам и продолжением знаний, выработанных их предшественниками. А теперь чтобы было более понятно о чем я говорю отвлечемся от Нартского эпоса и обратим внимание к нашему именитому предку Анахарсису. Анахарсис был скиф и побывал в Греции. там он говорил с греками. После этих разговоров греки решили, что он "крутой" мудрец и до сих пор он входит в семерку мудрецов античного мира. ...Солон был греком, современником Анахарсиса и тоже мудрецом. известен тем что составлял законы.

«Говорят, Анахарсис (скиф) пришел к Солонову дому в Афинах, постучал и сказал, что он иностранец, пришел заключить с ним союз дружбы и взаимного гостеприимства. Солон отвечал, что лучше заводить дружбу у себя дома. "Так вот, - отвечал Анахарсис,- ты сам- то дома, так и заключи с нами союз дружбы и гостеприимства". Солон пришел в восторг от его находчивости; он принял его
радушно и некоторое время держал у себя, когда сам он уже был общественным деятелем и составлял законы. Узнав об этом, Анахарсис стал смеяться над его работой: он мечтает удержать граждан от преступлений и корыстолюбия писаными законами, которые ничем не отличаются от паутины: как паутина, так и законы, когда попадаются слабые и бедные, их удержат, а сильные и богатые вырвутся" (Плутарх. Избранные жизнеописания. Москва, Правда.1987г. с.161). Древние греки считали Анахарсиса мудрейшим человеком. Кроме того, они считали, что Анахарсис олицетворял мудрость своего народа. По этому поводу Иоанн Стобейский отмечал: "Скиф Анахарсис был мудр; если же он был скиф то был мудр, потому что был скиф". (См: Хачирти А. Аланика- культурная традиция. Владикавказ. Иристон. 2002г.). Очень лестный отзыв о наших предках. Ну что ж, тем больше вопросов вызывает диалог Анахарсиса с Солоном. Конечно же, Анахарсис прав. Но какой смысл в его речах? Если он был мудр, то разве мог он говорить просто так, от недержания языка? Ведь критикуя работу Солона и ничего не предлагая дельного в качестве альтернативы его трудов, он просто портил человеку настроение. Он разрушал "здание" Солона в начале его строительства. Если у него не было, что противопоставить закону, то в чем его мудрость?
Изучение небольшого по объему наследия Анахарсиса дает нам примерную картину того, какую альтернативу закону имел ввиду. Известный мудрец Диодор Сицилийский, в своем произведении "Библиотека", описывает диалог Анахарсиса с лидийским царем Крезом. На вопрос Креза о том, какое из живых существ он (Анахарсис) считает справедливейшим, тот ответил, что "самых диких животных, так как они одни живут по природе, а не по законам: природа же, по его словам, есть установление божества, а закон - установление человека, и справедливо пользоваться тем, что открыто богом, а не человеком". (Агубнов М.В. Путешествие в загадочную скифию. М. Наука 1989г. с.108). Из этого следует, что выше закона Анахарсис ставил естество человека, ибо в ней есть божье установление.
Диалог между Анахарсисом и Солоном по своему содержанию напоминает другой непримиримый спор, происходящий в Китае. Это спор между двумя основными религиозно -философскими школами: конфуцианством и даосизмом. Указывая на принципиальное расхождение двух учений в этом вопросе, академик Конрад Н.И. писал: "Конфуций настаивал на том, что человек живет и действует в организованном коллективе - обществе, государстве. Эта организованность достигается подчинением каждого члена общества определённым правилам - нормам общественной жизни, выработанным самим человечеством в процессе развития цивилизации. Лао - цзы (основатель даосизма) придерживался противоположной концепции: все бедствия человечества, все пороки - и личности, и общества - проистекают от этих самых правил. Идеальный порядок

1 2 3 4 5 6 7

журнал владикавказ
cms NextWeb