Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Древние знания осетин --- Йуаг
в начало

АСАТА. Начало.
СЭУЭССЭ
АСАТА. Часть 2. Анахарсис. Йуаг. Уайыг.
Йуаг
Уаиг
АСАТА. Часть 3. Зэды и Дауаги.
АСАТА. Часть 4. Уас (осет. Уац)


В осетинском языке слово йуаег встречается в значении единица (Абаев В.И. "Русско -осетинский словарь" Москва. Наука."2000г. стр.144). Иногда это слово встречается в значении единый, единящий, объединять п-р йуаег каенын. Но как словообразующее оно слышится и в другом значении. Так в словах Авдйуаг, Арвйуаг оно явно применяется в значении дух, энергия, сила(бестелесая). В слове Авдйуаг авд это семь, в слове Арвйуаг арв-небо; получается семь духов, небесный дух. В.И. Абаев рассматривая значение словообразующего йуаг, не нашел: как слово в значени единый, единящий, единица могло перейти в значение дух. Поэтому слово йуаг в значении дух, он выводил из дйуаг. "Мы думаем, что Эвдёу(одна из форм слова авдйуаг) палучилась из Авд-дёу семь дэвов(индоевропейское), семь дауагов, семь "Богов"".(Абаев В.И. Избранные труды. Религия, фольклор, литература. ИР. Владикавказ 1990г.стр.91). Но в санскрите есть аналогия этому осетинскому слову в форме йуги, йуджи, оно применяется в значении единый единящий, а так же и в значении дух, сила, энергия. Такое понимание исходит из древнего религиозно-философского мировозрения индийцев(будисты, индуисты). Они считают, что в основе сего сущего лежит некий единый дух. В даосизме существует сходное по звучанию понятие учжи, что так же означает некий "непостижимый источник", из которого развивается все во вселенной, включая "инь и янь"(Чжоу Цзунхуа. Дао тайцзи-цюаня. изд. София, Киев,1995г.). Интересно, что в иудаизме в значении единый и вездесущий используется сходное по звучанию слово Иегова. Как тут не вспомнить слова Аль-Халладж Хусейн Ибн Мансура (Хв.) "Я глубоко размышлял над всеми религиями и нашел, что они многочисленые ветви ствола, имеющего один корень". Таким образом здесь мы видим еще одно свидетельство тому, что основные идеи иудаизма и в том числе идея единобожия были подчерпнуты из древнеарийской релилигиозно- философской традиции лежащей в основе известных мировых религий. "Иудаистическая мифология испытывала влияние египетской, шумеро-акадской, и особенно иранской мифологии" (Мифы народов мира. т.1 ОЛИМП. Москва 1998г. стр. 581).
В индийской религиозной традиции слово йуги, йуджи употребляется достаточно часто, в сокращеной форме ги, джи в смысле дух. В китайской дзен- будийской и даосской традиции это слово переходит в формы дзи, ки, ци. В японской в чи. Интерсно что подобные аналогии употребления джи, ги в смысле дух энергия есть и в осетинском языке. Так в осетинской мифологии известны некие "персонифицированные абстрактные образы", бестелесые существа (духи) влияющие на жизнь, деятельность и поведенческую составляющую человека. Это например уаиг, дауаг, дауджита(диг. даугита). Если в обычных осетинских словах суфикс иги, аги, джи, обозначает принадлежность к чему то(единение с чем то), то в этих словах он очевидно может указывать на бестелесность даного существа. На этом основании мы можем утверждать что суфикс джи в слове Уастырджи может означать некий дух, энергию(Уас -весть;стыр-великий; джи-дух; в итоге Великий дух вестник). Наличие же в дигорском ярко выраженной формы Уаскерги (керги- георгий) может объясняться давлением христианской идеологии. Известно, что западные аланы разговаривали на дигорском языке. Они, как раз, и подверглись более сильному влиянию христианской идеологии, чем восточные осетины.

Йуаг дух состоящий в основе всего. Единый, еденящий проявляется как считали наши предки, в самых различных проявлениях, которые делятся в свою очередь на три группы:
1) уаииги (осет), вий(у славян), вайу (индия)
2) зэдтэ эмэ дауджита (осет), зэды и дэвы (иран, индия, китай), дивы (россия), теосы (Европа).
3)духи Уас, Дух Вестник Божий - Уастырджи (Хуыцау эмсэр Уастырджи -- Проявление Сознания Божиего), ; в христианской традиции им соответствует Дух Святой, в даосизме и буддизме -Истинный ци (дзи, ки, ги). Уасилла. Уас - весть(божественная), илла, уалла -верхний, высший; в дохристианской России ему соответствовало божество Асилла. Поэтому


журнал владикавказ
cms NextWeb