Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Древние знания осетин --- Уаиг
в начало

АСАТА. Начало.
СЭУЭССЭ
АСАТА. Часть 2. Анахарсис. Йуаг. Уайыг.
Йуаг
Уаиг
АСАТА. Часть 3. Зэды и Дауаги.
АСАТА. Часть 4. Уас (осет. Уац)


В энциклопедическом словаре "Мифы народов мира" (Москва. ОЛИМП.1998г. стр. 543) написано: "Уаиг, вайуг, в осетинской мифологии великан". Но на самом деле если внимательнее читать нартовскийй эпос, то в действительности уаиги появляются перед нартами в самых различных размерах. Если для возгордившегося своей победой Сослана уаиги были громадных размеров, некоторые из которых могли спрятать его под языком, то для Батраза, героизм которого был подтвержден Чашей Уасамонга, уаиг представлял что-то неопределённое и настолько слабое, что ему ничего не стоило разрубить его в одно мгновение на кусочки. А родоначальник нартского рода Сауасса без труда отражал нападение целых полчищ уаигов. такая трансформенность уаигов в нартском эпосе показывает на то, что под этим термином наши предки имели ввиду какое то абстрактное понятие. Уаиг в осетинском эпосе очевидно представляет из себя , по выражению Абаева, "персонифицированный абстрактный образ". Разгадать загадку уаигов не сложно если к дополнению к эпическим сказаниям обратиться к подобным же понятиям ведических религий. О том, что это за понятие, я и попробую довести до своего слушателя, причем хочу отметить, что для смысловой расшифровки этого древнего термина подходит и современный осетинский язык.
Слово Уаиг, уайуг образуется из двух слов: уаи и йуаг. Уаи как и уаин в осетинском означает идти, течь, а йуаг - дух, энергия. таким образом получается : текущая, проходящая энергия, дух. Это соответствует ведическому пониманию термина вайу как текущие, изменчивые энергии отвечающие за изменчивость бытия. Одно из смысловых значений, с точки зрения ведических значений и практик, это паразитические энергии, возникающие и существующие за счет неконтролируемых мыслей и связанных с ними эмоций. такое их значение вполне удовлетворяет нартовским образам.
Когда-то до появления нартов уаиги спокойно существовали на земле. Но когда появились нарты носители истинных знаний, умеющие контролировать свое сознание и тем самым убивать их, то они забеспокоились:"Нарт эмэ фылдэр ку бауой, уод цын тыхкэнэгнал ыссардзэн" (если нартов станет больше то они победят всех нас).
Мысль способна обрастать "горой" подобных мыслей. Так, например, мысль, возникшая от маленького испуга, способна превратится в навязчивый страх, поглощающий сознание человека, поэтому в древних мифах уаиги изображались в виде великанов. Одна мысль способна породить каскад других мыслей и эмоций, поглощающих внимание человека, тем самым, отрывая его от реальности, поэтому в мифах говорится о семиголовых уаигах.
Неконтролируемые мысли, отвлекающие человека от реальности, могут быть смертельно губительными особенно в экстремальных ситуациях, так как они ослабляют реакцию и вызывают нежелательные эмоции. Первоочередной задачей нарты ставили "стеречь себя от уаигов". Именно так и поступал родоначальник нартов: "Сэуэсса йэхи хызта уэйгуытэй".
Спонтанные мысли способны убаюкивать человека, и человек, "согреваясь" ими, увлекаясь их ходом. как бы "прилипает" к ним, фактически попадая в западню, так как он перестает воспринимать реальность. Следовательно, неспособен адекватно реагировать на изменяющиеся обстоятельства. В Нартском эпосе есть кадаг о том как именитые нарты, соблазнившись теплом и угощением уаигов, попали к ним в плен, сев на скамейки окрашенные бурмадзом (клеем), в результате чего они утратили свои способности воинов. и лишь предусмотрительный и хитрый Сырдон смог вывести их из этой западни.
Контроль над сознанием для носителей древнего знания, ариев, было делом естественным. О духовной культуре своего народа рассказывал греками скиф Анахарсис: "Зависть и страх суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом надежды на пустые слова. Скифы не одобряют таких людей. но радуются чужому благополучию и стремятся к тому. чего им можно достигнуть, а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют, как

1 2 3

журнал владикавказ
cms NextWeb