Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Древние знания осетин --- АСАТА. Часть 3. Зэды и Дауаги.
в начало

АСАТА. Начало.
СЭУЭССЭ
АСАТА. Часть 2. Анахарсис. Йуаг. Уайыг.
Йуаг
Уаиг
АСАТА. Часть 3. Зэды и Дауаги.
АСАТА. Часть 4. Уас (осет. Уац)

В осетинском языке слово Зэд (изэд) употребляется часто со словом поправкой «быдыры зэдтэ» (зэды полей (земли)). Понятие зэд встречается и в Авесте. Это слово специалистами принято переводить, как (букв.) «достойные почитания»(Авеста в русских переводах1861-1996г. Санкт-Петербург,1998г. стр.421). Если при этом учесть осетинскую поправку «быдыры», то получится «силы земли, достойные почитания». В Осетии издревне считается, что в каждой местности есть свой дух покровитель. Духу покровителю местности люди приносят жертвы и обращаются к нему с молитвой о благополучии дома. Путники так же обращаются с молитвой к зэду той местности, через которую лежит их путь, чтобы на опекаемом им участке пути он уберег путника от несчастий (фыдбылызэй). Зэды контролируют и место, где расположены село или дом. Так «Сафа бынатыхицау» (Сафа хозяин места) требователен к порядку в доме(возможно этим поверием объясняется акуратность и чистоплотность осетинских женщин -хозяек) и требует к себе особого внимания, осуществляемого хозяевами дома через посредство очажной цепи. В его честь осетины делают три пирога и посвящают жертвенных животных.
Насколько актуальны сегодня верования осетин о Зэдах?
Если попытаться объяснить значение слова «Зэд» согласуясь с представлениями современной науки, то можно прийти к выводу, о том что речь идет, вероятно, о разнице электромагнитных потенциалов на различных участках земли зависящих от различных причин в том числе: состав пород, плотности залегаемых пород, грунтовых вод и т.д. и т.п. Сегодня всем известно о влиянии силовых (в т.ч. гравитационных) полей на нервную систему человека. Такое влияние может быть благоприятным или неблагоприятным. И кто знает? Может быть молитвой действительно можно смягчить неблагоприятное действие силовых полей. Да и сила (поле), влияющее на сознание, не является ли также неведомой для нас формой сознания? Ведь много явлений в природе еще непонятно современной науке.

Слово «дауаги», очевидно, сложное слово, состоящее из двух слов «Дау» и «йуаг». В осетинском языке не осталось значения слова «дау», но обратившись к индоевропейским языкам можно предположить, что оно родственно с древнеиндийским «део» и греческим «деос» и означает «небо» (космос). Таким образом, слово «дауаг» можно перевести, как «небесные» или «космические духи» (энергии). В Нартском эпосе, действительно, по всем признакам Дауаги не переходят за рамки этого перевода. Они контролируют холод, снег, жару (Узалыбардуаг, Ихыбардуаг) . К ним, относятся и энергии небесных сил, включая Солнце. Так, в сказании «Уархтэнэг эмэ йэ фырт Сыбэц» (Уархтанаг и его сын Шибэс) описывается, как Шыбэсу удалось попасть в страну Дауагов. Сказание описывает следующий эпизод:»Уархтэнэджы фырт дауджиты лэпутэм дзуры:
Бауадзут уемэ хьазын. «Сымах ку фембылды уат, уэд мэ уэларвмэ акэнут»(Нарты кадджытэ. Чиныгуадзэн ИР, Орджоникидзе,1989г. Собр. Гутиаты Къ. т.1.стр368) . (Сын Уорхтанага подошел к мальчикам дауагам, и попросил поиграть с ними, заранее договорившись, об условии игры - « Если вы проиграете, то отведете меня в свою страну»).
Выиграв игру, он отправляется с проигравшими в страну дауагов на небо, и, видя это, дочь Солнца говорит своей матери: «дауджиты фырттэ йэ (Сыбэцы) семэ ракодтой. Ардэм къау» (там же). (Мальчики дауагов ведут его (Шыбэса) с собой и сейчас он должен подойти сюда). Этот эпизод ясно показывает, что и солнце и другие дауаги живут в небесной стране, называемой страной дауагов.
Дауаги - по мнению древних, имели свои «бартэ» (функциональные права и обязанности) и отвечали перед богом за материальный мир. Все эти силы имели свои материальные проявления (небесные тела) и поэтому не лишены своего эго. В эпосе встречаются эпизоды, когда зэды и дауаги общались с нартами на равных, пытались обмануть их или распорядиться ситуацией на свое усмотрение в ущерб нарту. Так, например, Нарт Сослан дал материал зэду Сафе от упавшего метеорита, для того, чтобы тот приготовил ему хороший нож. Он рассказал


журнал владикавказ
cms NextWeb