Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Древние знания осетин --- АСАТА. Часть 4. Уас (осет. Уац)
в начало

АСАТА. Начало.
СЭУЭССЭ
АСАТА. Часть 2. Анахарсис. Йуаг. Уайыг.
Йуаг
Уаиг
АСАТА. Часть 3. Зэды и Дауаги.
АСАТА. Часть 4. Уас (осет. Уац)

Пожалуй, самое таинственное и наиболее сложное для осознания понятие.
Слово Уас в обычном употреблении можно перевести - весть, новость. Осетины связывают это понятие и с "религиозно-магическими представлениями"(ИЭСОЯ. Абаев В. И. т.4). Как слово «Уас» - (весть новость) может быть связано с теологическими представлениями осетин?
По представлениям древних время течет непрестанно, ни один миг не повторяет другой, все вокруг меняется и нет таких обстоятельств, которые бы повторялись в прошлом или повторяются в точности в будущем. Истинное знание о мире, это знание с учетом всех изменяющихся обстоятельств и поэтому всегда новое знание, т.е. Уас.
Сознание человека обычно загружено мыслями и стереотипами, поэтому часто его восприятие мира бывает предвзято и субъективно. Именно по этой причине взрослый человек неспособен, воспринимать информации столько, сколько воспринимает ребенок, чье сознание чисто и свободно от мысленных нагромождений.
Воспринимать мир таким, какой он есть способен человек, освобожденный от материальных привязанностей, от своего эго, и беспорядочно блуждающих мыслей. Об этом очень хорошо говориться в сказании о Чаше Уасамонга (Нарты. Осетинский героический эпос,кн.2, восточная литература, Москва,1989г.)(нарты Уацамонгэ) мифическом символе древнего знания. Чаша Уасамонга(Уас –указующая) смогла быть послушной только Батрадзу, убившему семь дауагов, зэдов, мыкалгабыров, а также сына владыки хлебов Хоралдара-Бурхорали. Здесь, очевидно, миф хранит тайну о долгом воздержании от еды (посте) ибо мыкалгабырта и Бурхорали - держатели продовольственного изобилия. Убить дауагов и зэдов означает - избавиться от материальных привязаностей. Здесь Батрадз выступает не только как доблестный воин, прославившийся своими подвигами, но и как лицо духовное(монах), подчинивший своему контролю привязанности, страсти, желания. Информацией о том, что именитые нарты отличались твердостью по отношению к уайугам пронизан весь текст Нартского эпоса.
Кто опирается на Уас, тот принимает верные решения и поступает правильно. Кто видит мир Уас, того не привлекают ценности, предлагаемые дауагами, т.е. ценности материально-го мира. Исходя из этого, человек мира Уас, не имеет привязанностей, а не имеющий привязанностей - справедлив. Тот, кто справедлив и способен принимать правильные решения, тот достоин быть вождем.
И не случайно, "присутствие во всех индоевропейских языках слово "ази, аза, азен и аз" означает бога, господина, вождя и народного героя"(Савельев Е.П. "Казаки.История"Репрентное переиздание книги "Древняя история казачества". Новочеркаск,1915г. Владикавказ,1991г. с.21). С большой вероятностью можно утверждать, что это слово осталось от древнего знания индо-европейцев, сохранившегося в Осетии. Человек, сосредоточивший свое внимание на Уас, соединившийся с Уас, воспринимает все происходящее вокруг изменения не только визуально, но и на энергетическом уровне. Такой человек может видеть мельчайшие изменения в поведении людей, он может предугадать дальнейшее развитие мысли собеседника. Такие особо чувстви-тельные люди очевидно, легче могут управлять людьми. Поэтому знание традиций древней веры и связанное с ним таинство было всегда достоянием аристократической прослойки общества - Уасдан (вмещающих Уас).
Понятие Уас несет основную теософскую идею древней веры. Дело в том, что нет правил, пригодных на все случаи жизни так как обстоятельства жизни постоянно изменяются. Но в то же время для того, чтобы принять правильное решение нужно единство с реальностью, с Уас, которое возможно только с практикой сознания. Поэтому в осетинском эпосе часто встречается изречения типа "Бон кувдэй эрвит"."Хэсты боцыдтэ, уад искэй зондмэ, хъусын нэ хъэуы, фэлэ хъуамэ дэхи фэнд атэрай"(Нарты кадджытэ. Чиныгуадзэн ИР, Орджоникидзе,1989г. Собр. Гутиаты Къ. т.1.с.164) (проводи дни в молитвах, когда нужно принять решения принимай его сам, не слушай чужих подсказок). До сих пор в традиционной осетинской семье сохраняется обычай,


журнал владикавказ
cms NextWeb