Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Быт осетин --- Скотоводство у Осетин Категория
в начало

Скотоводство у Осетин Категория
Промышленность
Пища
Одежда
Жилище
Домашние промыслы и ремесла

Скотоводство является второй основной отраслью хозяйства осетин. Выработанные веками самобытные приемы и навыки ведения скотовод­ческого хозяйства сохранились до наших дней.

Как и земледелие, скотоводство относится к наиболее древним заня­тиям осетин и их предков. Данные археологии показывают, что разведе­ние мелкого и крупного рогатого скота было главнейшим занятием древ­них кюбанцев и ираноязычных скифо-сарматских племен, обитавших в центральной части Северного Кавказа. Среди предметов, найденных в кобанских могильниках в Осетии, имеется множество бронзовых фигурок овец и коз в виде привесок, а также изображения животных на бронзо­вых топориках. Очень часто на верхней части рукоятки топорика встре­чаются украшения в виде головки барана, что говорит о наличии куль­та барана у древних кобанцев, генетически перешедшего к осетинам.

О широком развитии скотоводства у предков осетин свидетельствуют находки множества костей баранов, коров, лошадей и свиней в скифских городищах Северного Кавказа, датируемых VII—IV вв. до н. э. Об этом же говорят и данные языкознания. По мнению В. И. Абаева, почти все осетинские слова, связанные со скотоводством, за небольшим исключени­ем восходят к древнеиранскому языку. Примером может являться назва­ние пастуха - фыийау, означающее «стеречь», «пасти». Овцеводство, по-видимому, всегда было наиболее развитой отраслью хозяйства. Это подтверждается не только археологическими находками, но и данными осетинского фольклора и мифологии. В осетинском пантеоне имеется специальное божество — «фальвара» — покровитель овец, почитавшееся до недавнего времени. Археологические раскопки показывают, что овце­водство в горах составляло главное занятие предков осетин и в более позднюю эпоху.

Система отгонного овцеводства, возникшего в горах Центрального Кавказа в середине III тысячелетия до н. э., имела широкое развитие и у алан-осетин в период средневековья. Известно, что аланская знать разводила в большом количестве не только крупный рогатый скот и ло­шадей, но и овец, содержавшихся летом в горах, а зимой в Прикумских малоснежных степях. В осетинских нартских сказаниях часто упоми­наются отары «черных овец», «множество одинаковых коней серой мас­ти» и т. д.

После оттеснения осетин-алан в горы хозяйство их пришло в упадок, исчезла система отгонного скотоводства и коневодства. Но в горах еще сохранились некоторые прежние породы крупного рогатого скота и овец. Возможно, что современные породы «осетинской овцы» и «осетинской ко­ровы» происходят от средневековых аланских пород.

Многие авторы отмечают достоинства осетинской овцы. Она отли­чается выносливостью, неприхотливостью, славится вкусным мясом и мягкой шерстью темного или, реже, серого цвета. Кроме осетинской во многих районах Осетии издавна распространена карачаевская порода овец. Однако, по словам осетин и по мнению некоторых исследователей, эта порода не отличается существенно от осетинской овцы и составляет, по-видимому, ее разновидность. В начале XX в. и особенно после револю­ции (до коллективизации) значительное распространение в Центральной и Южной Осетии получила тушинская порода овец, отличающаяся высо­ким качеством мяса и белой грубой шерстью.

Из-за ограниченности летних пастбищ и при полном отсутствии зим­них, особенно до переселения осетин на равнину, овцеводство в горах, являясь главной отраслью хозяйства, не могло по-настоящему разви­ваться. Вахушти отмечал, что осетины «не держат более 20—40—100 овец».

С переселением на равнину у осетин вновь возрождается отгонная система скотоводства. С этого времени в горах и на равнине отмечается рост поголовья овец и других видов скота.

Однако развитие овцеводства в основном происходит только во второй половине XIX — начале XX в., когда оно приобретает товарное значение. О неравномерном распределении поголовья овец в некото­рых обществах Осетии можно судить по данным 1873 г. В этом году в Алагирском обществе числилось 38842 головы

1 2 3 4 5 6

журнал владикавказ
cms NextWeb