Владикавказ Осетия - модный владикавказ журнал
19.07.08 ||| Владикавказ ||| Быт осетин --- Домашние промыслы и ремесла
в начало

Скотоводство у Осетин Категория
Промышленность
Пища
Одежда
Жилище
Домашние промыслы и ремесла


Важное место в хозяйстве Осетии в XIX — «начале XX в. занимали домашние промыслы. Наибольшее развитие получили те из них, которые были связаны с имеющейся сырьевой базой.

Скотоводство обеспечивало натуральное хозяйство горцев продук¬тами и сырьем. Из шерсти осетинки изготовляли превосходные сукна, считавшиеся в Терской области наилучшими и широко известные под названием «осетинских сукон». С давних времен изготовлялись вой¬лочные изделия — шляпы, бурки, валяные сапоги, войлочные паласы и др. Был развит скорняжный промысел, заключавшийся главным об¬разом в обработке овчины и, реже, козьих шкур. Из овчин делались шубы, папахи, мужские брюки, обувь и т. д.

Наибольшее развитие в XIX в. в горах Северной и особенно Цент¬ральной Осетии, где овцеводство составляло ведущую отрасль хозяй¬ства, получило суконное производство. Здесь в отличие от других районов Осетии сукно производилось как для собственного употребления, так и для продажи. Отсюда шерсть сбывалась в Юго-Осетию и на рав¬нину Северной Осетии, где из нее изготовлялись сукна, войлок и дру¬гие предметы для собственного употребления. Особенно высоко цени¬лось сукно из козьего пуха, которое в основном использовали для шитья башлыков и, реже, черкесок.

Изготовление сукна начинается с подготовки шерсти. Шерсть сна¬чала моют с мылом, просушивают, а затем чистят и сортируют. Очища¬ют шерсть руками, отделяя от нее разный сор и самую длинную гру¬бую шерсть, после чего начинают расчесывать на специальном греб¬не (пиран), состоящем из металлических острых зубьев, насаженных на деревянную подставку. Клочок шерсти расчесывается по обе сто¬роны гребня до тех пор, пока вся грубая шерсть не отойдет от мяг¬кой (подшерстка). Затем шерсть делится на два сорта — длинную и короткую. Длинная идет на основу, т. е. на продольную нить ткани, короткая — на уток, т. е. на поперечную нить. После расчесывания шерсть взбивают лучком (фадзагъдан), состоящим из дугообразной хворости¬ны с натянутой на нее ниткой.

Второй этап подготовки шерсти для тканья — это прядение шерсти и сучение ниток. У осетин не привились самопрялки, широко распро¬страненные у терских казаков и некоторых других горцев. Осетины :пряли в основном веретеном (алхуи), отличающимся довольно прими¬тивным устройством. Прядение ведется руками, шерсть вытягивается и накручивается на веретено. Пряжу, предназначенную для основы, прядут особо и сматывают с веретен на четыре специально вбитых в землю колышка. Нить пряжи наматывается на колышки рядами. Затем ее снимают с кольев, завязывают петлями (хъулта), и пряжа готова для тканья.

В Осетии употреблялся весьма примитивный ткацкий станок, имев¬ший большое сходство с подобными ему станками у ингушей, чеченцев и балкарцев и отличавшийся во многом от дагестанского ткацкого станка. Он состоит из кресла, на котором сидит ткачиха; впереди под руками ткачихи находится горизонтально вращающийся валик, на который прикрепляются нитки основы и наматывается уже сотканное сукно.

Последний процесс обработки сукна состоял в его уваливании. После тканья сукно мыли в теплой воде с мылом или же в серно-щелочных минеральных водах, имевшихся во многих селах горной Осетии; затем его уваливали ногами, после чего мыли в холодной воде, а затем вновь уваливали. Сукно слегка высушивали и еще влажным расправля¬ли, распластывали, вытягивали, окончательно просушивали и скатыва¬ли в трубку. Лучшее сукно делали из белой или серой шерсти, оно це¬нилось выше, чем крашеное сукно. Большим спросом пользовалось так¬же сукно из верблюжьей шерсти, изготовлявшееся моздокскими осети¬нами. С давних времен в горах Северной и Центральной Осетии из шерсти изготовляли бурки и войлоки. Исключение составляла Юго-Осетия, где вместо бурок употребляли накидки, сделанные из грубого домотканого сукна. Большим спросом среди состоятельных осетин Се¬верной Осетии пользовались кабардинские бурки, а в Юго-Осетии да¬гестанские, андийские, или, как их называли, «лежские», славившиеся по

1 2 3 4 5 6 7

журнал владикавказ
cms NextWeb